Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление материальными потоками в хозяйственной деятельности предприятий является динамично меняющимся фактором способствующим достижению требуемых финансово-экономических показателей. Необходимо отметить, что рыночная среда, в которой существуют и взаимодействуют хозяйствующие субъекты также динамично меняется, можно сказать, в ежедневном режиме. В этой связи предприятия регулярно вынуждены анализировать следующие аспекты:
- конъюнктура рынка;
- процессы управления запасами;
- взаимодействие с поставщиками;
- производство и реализация продукции;
- поведение различных категорий потребителей.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что предприятия торговли являются одним из важных звеньев цепи поставки товара от производителя до конечного потребителя, при этом логистика закупок и управления запасами для предприятий торговли является краеугольным камнем и основой конкурентоспособности [2, С.34].
В настоящее время предприятия сталкиваются с целым рядом проблем (как экономических, так и организационных). Решение этих проблем является насущной необходимостью, в противном случае предприятие может закончить свое существование на рынке. Необходимо отметить, что помимо этого российские компании столкнулись и с дополнительным санкционным давлением со стороны стран Запада. Наличие данного аспекта заставляет российские компании в большей части ориентироваться на эффективное использование своих внутренних резервов.
Отдел закупок может использовать отдельный программный пакет для закупок, хотя система более эффективна, если она интегрирована в программное обеспечение функций получения и расчетов с кредиторами. Система планирования ресурсов предприятия будет включать модуль закупок.
Объект исследования данной работы – хозяйственно-экономическая деятельность ООО «ТСК «Диоген»».
Предмет исследования данной работы – процесс управления запасами на примере ООО «ТСК «Диоген» в городе Казань.
Целью исследования является разработка предложений по совершенствованию управления запасами ООО «ТСК «Диоген»».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические аспекты организации системы управления запасами предприятия.
2. Дать характеристику хозяйственной деятельности ООО «ТСК «Диоген».
3. Провести анализ системы управления запасами ООО «ТСК «Диоген»».
4. Разработать предложения по совершенствованию системы управления запасами ООО «ТСК «Диоген»».
Теоретической основой исследования являются научные труды таких российских ученых, как И.Д. Афанасенко, М.Н. Григорьев, Б.А. Аникин, В.И. Сергеев, С.А. Уваров, М.Ю. Григорак и др., которые внесли весомый вклад в науку по данной тематике работы.
Основные методы работы - опрос, наблюдение, анализ документов, анализ научной литературы по проблеме исследования, статистический метод.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОЕРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Роль и понятие управления запасами предприятия
Системы управления запасами за длительный период своего развития прошли путь от простейших ручных форм учета запасов и производственных мощностей до современных электронно-автоматизированных методов, предназначенных для применения на предприятиях практически любых масштабов и секторов экономики [8].
Исторически, развитие методов управления запасами происходило в логической последовательности - от простого к сложному, от элементарного отслеживания состояния дел - до информационно-управляющих систем, позволяющих не только учитывать, но и оптимизировать производственные процессы в условиях быстро меняющегося внешнего окружения и внутренних условий предприятия.
В том или ином виде существует три группы методов определения потребности в материальных ресурсах (МР), а именно:
- детерминированный;
- стохастический;
- оценочный.
Выбор метода зависит от особенностей (МР), условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов [9]
Общая стратегия планирования запасаов на предприятии складывается в процессе взаимодействия финансового, операционного и логистического видов менеджмента.
Отправной точкой в управлении запасами является определение потребности в том или ином товаре.
Необходимую информацию для определения объемов запасов обеспечивают данные, предоставляемые например отделом производства промышленной компании или службой продаж торгового предприятия. Они дают представление о расходовании материалов в производстве или фактическом рыночном спросе на товарную продукцию.
В системе учета расхода (МР) или готовой продукции могут использоваться разнообразные средства – от компьютерных баз до обыкновенных карточек складского учета. Эти различные средства учета могут быть объединены в систему, содержащую подкаталоги по каждому из возможных поставщиков и данные о продвижении их товаров на рынке. Могут быть так же разделы, содержащие сведения об имеющемся опыте работы с каждым поставщиком: обо всех ранее заключенных сделках, срывах поставок, другие доступные сведения о нестандартных ситуациях и т.п. [7]
Для определения потребности на основе фактического расхода (спроса) продукции используются ряд методов прогнозирования. Чаще всего применяются такие методы, как экспоненциальное сглаживание, динамика средних, метод скользящего среднего и т.п.
Общим недостатком этих методов является ограниченность возможности наблюдения за расходом (спросом) конкретного вида (МР) или товарной позиции [5].
Определенными особенностями отличается прогнозирование потребности в запасных частях таких предприятий, как мультимодальные сервисные центры. Расчет потребности и последующего объема закупок запасных частей может быть основан как на прогнозе их фактического расхода, так и на удельных нормах расхода.
На выбор метода управления запасами влияет множество факторов:
вид (МР);
особенности потребления материального ресурса (МР);
особенности системы складирования и хранения на предприятии;
особенности рынка материального ресурса (МР);
особенности логистической системы, обеспечивающей поступление МР к потребителю.
Методы управления запасами ориентированы на приобретение (МР) или услуги необходимого количества, качества, в определенные сроки с минимальными затратами.
Одним из главных критериев выбора метода управления запасами является принцип минимизации затрат на закупки МР и содержание складских запасов. Ключевым параметром оптимизации при организации закупки является объем заказа. Объем заказа и периодичность поставки – это взаимосвязанные параметры. Поэтому такой параметр как интервал поставки тоже используется в качестве параметра оптимизации.
В научной литературе по логистике, управлению запасами описывается множество методов определения объема заказа и интервала поставки [6].
Далее рассмотрим теорию вопроса определения параметров заказа: объем, точка и периодичность заказа, которые в наибольшей степени влияют на величину суммарных издержек и являются основными параметрами при построении систем управления закупками и запасами.
Методы определения параметров заказа, положенные в основу многих моделей управления запасами, построены на принципе минимизации величины суммарных издержек, включая издержки, связанные с поступлением, хранением партии заказа, организацией закупки, транспортировки и др.
«Партия за партией» - распространенный метод определения объема заказа. Суть данного метода заключается в том, что размер каждой партии точно соответствует чистой потребности за некоторый короткий период времени, причем к концу периода запасы должны быть полностью потребленными [8].
Другой распространенный метод основан на фиксированном объеме заказа.
МР заказываются заранее определенными равными партиями через изменяющиеся интервалы времени. Заказ на поставку очередной партии дается при уменьшении размера заказа на складе до установленного критического уровня – точки заказа [5].
«Наименьшие общие затраты» – многошаговый метод, при котором размер партии определяется по результатам сравнения расходов на хранение или пуско-наладочные работы (или затрат на размещение заказа) при различных размерах партии. После сравнения выбирается партия, для которой эти затраты примерно равны [7].
Метод расчета объема заказа на основе фиксированного периода поставки. Суть метода состоит в том, что объем заказа рассчитывается каждый раз на основе общей потребности в МР за период поставки, при этом период поставки является фиксированной величиной [8].
«Наименьшие удельные затраты» – многошаговый метод определения размера партии, при котором суммарные затраты, определяемые по периодам, делят на общее число изделий за рассматриваемое количество периодов. Полученная величина представляет собой удельные затраты, по минимуму которых определяется размер партии [9].
Как показывает проведенный анализ, самым популярным из подходов к определению оптимальных параметров поставки является использование формулы Уилсона [10].
Формула Уилсона представляет собой инструмент оптимизации суммарных издержек, и применяется для расчета оптимального (экономичного) размера заказа, который, в свою очередь, используется при построении систем управления запасами и планирования закупок.
В данной модели цена учитывается как постоянная величина. Также в данной модели выделяют следующие ограничения:
- закупки товара одной номенклатуры;
- организация заказа мгновенна;
- статичная потребность;
- равномерное потребление;
- статичные временные параметры поставок;
- издержки осуществления заказа статичны во времени;
- мгновенное поступление товара на склад;
- мощности склада неограниченны;
- сроки хранения запаса не ограничены [6].
В научных исследованиях, посвященных вопросам управления закупками и запасами, представлено множество модификаций формулы Уилсона, которые преодолевают большинство ограничений и учитывают множество других факторов [ 9]. Это расширяет круг ее применения. На сегодняшний момент существует более десятка различных модификаций.
Вышеупомянутая модель может быть использована только при фиксированной производственной потребности.
В случаях, если производственная потребность не является фиксированной, применяется динамическая модель, использующая алгоритм Вагнера-Уайтина [9].
Результаты анализа алгоритма, освещенные в работе [6], свидетельствуют о том, что необходимым условием его использования является длительный горизонт планирования.
1.2 Показатели эффективности управления запасами в деятельности предприятия
Метод Сильвера-Милла применятся в том случае, если затраты на поставку единицы МР постоянны и одинаковы для всех этапов [3]. Метод направлен на сокращение издержек размещения и хранение запаса.
Некоторые из рассмотренных методов управления запасами положены в основу логистических концепций и технологий.
Применение логистической технологии или концепции в управлении запасами требует наличия партнерских отношений между контрагентами, реализующими ее. Логистическая концепция становится платформой для поддержки бизнеса и инструментарием оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками [3].
Далее рассмотрим логистические технологии и концепции, используемые в области управления запасами.
В настоящее время одной из самых популярных является логистическая концепция DDT (Demand-drivenTechniques) - логистика, ориентированная на спрос [102].
DDT используется в сфере распределения, но если рассмотреть ее с позиции потребляющей организации, то она подразумевает организацию взаимодействия с поставщиком таким образом, что сам процесс снабжения фокусной компании запасами материальных ресурсов осуществляется непосредственно поставщиком в рамках одной из четырех наиболее известных технологий: «точка перезаказа» (rulesbasedreorder – RBR), «быстрого реагирования» (quickresponse – QR), «непрерывного пополнения» (continuousreplenishment – CR) и «автоматического пополнения» (automaticreplenishment – AR) [11].
Специфика применения концепции DDT ограничивает сферы ее использования до участков распределения продукта конечного потребления. В сфере снабжения производственных предприятий подобная технология труднореализуема, в силу специфики формирования спроса и системы распределения в промышленных отраслях [9].
Другим подходом к организации снабжения является управление закупками согласно логистической технологии «точно в срок» (Justintime - JIT), согласно которой логистическая система должна быть организована по тянущему принципу. При этом уровень запасов должен быть минимален.
Подобная организация управления материальными потоками подразумевает закупки мелкими партиями у поставщиков, имеющих постоянные запасы необходимых МР по необходимости.
Параметры заказа по системе JIT должны быть рассчитаны исходя из требований оперативного удовлетворения потребности предприятия без создания основных запасов. Экономический эффект в этом случае возникает за счет ликвидации расходов на хранение запасов, что, с другой стороны, подразумевает уменьшение объемов закупаемой партии, и, следовательно, увеличение частоты заказов [12].
Эффективность системы JIT в управлении запасами зависит от влияния множества факторов, таких как [9]:
- величины издержек организации заказа;
- объемов заказа;
- интенсивности потребления;
- стоимости транспортировки малых партий;
- частоты поставок, количества и расположения поставщиков;
- других факторов.
Основным условием реализации концепции JIT является высокий уровень качества взаимодействия с поставщиками. Развитие анализируемой концепции в направлении интеграции систем снабжения потребителя и распределения поставщика привело к возникновению концепции JIT II, определяемой Джеймсом М. Стоком и Дугласом М. Ламбертом в качестве разновидности отношений союзнического типа [10].
Основная идея JIT II заключается в интеграции потребителя и поставщика путем замены части персонала поставщика, занятого в области закупок, на представителей поставщика, который занимается закупкой и поставками определенных МР [7].
Подобная концепция помимо очевидных положительных моментов, выраженных сокращением уровня запасов, отходов, времени на согласование и обработку информации несет и отрицательные последствия, связанные с потерей самостоятельности организации, снижения гибкости в области управления закупками.
Существующие модификации рассмотренных методов стремятся учесть все больше факторов, усложняя модель и приближая ее к «действительности». Так появляются модели с учетом дефицита, временной стоимости денег, скидок, естественной убыли запаса и многие другие [7].
Метод увеличения объемов закупок в управлении запасами сводится к следующему [4]:
1. Учитывается спрос на конкретные виды продукции для принятия решения об их закупках.
2. Анализируется спрос в течение, по меньшей мере, 12 месяцев, для учета всех возможных видов сезонных колебаний.
3. Определяется достаточный объем спроса на протяжении 12 мес. для создания запасов конкретного вида продукции.
4. Решения о создании запасов принимаются в зависимости от количества заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданной продукции.
Метод уменьшения объемов закупок сводится к следующему [10]:
1. Ежемесячно анализируется статистика сбыта продукции, не пользующейся спросом.
2. На основании статистики сбыта определяются те виды продукции, объем запасов которых, следует сократить.
3. Вырабатываются критерии, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции.
4. Сводится к минимуму доля медленно реализуемых видов продукции на основе учета показателей объема запасов.
Метод прямого расчета объемов закупок сводится к следующему [15]:
1. Определяется период времени, для которого осуществляется расчет.
2. На основании статистики продаж за выбранный период времени определяется общее количество проданной продукции.
3. Определяется средняя величина запасов путем деления общего количества проданной продукции на количество недель в выбранном периоде.
4. Для определения запаса данного вида продукции величина оптимального уровня запаса умножается на среднюю величину запасов в неделю.
5. По мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются.
6. Полученная в результате расчетов величина изменяется еженедельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому средняя величина запасов и оптимальный уровень постоянно пересчитываются.
Политика управления запасами, основанная на АВС-анализе сводится к следующему:
1. Закупки ресурсов группы «А» осуществляются у более надежных поставщиков, чем по группе «С».
2. Наименования группы «А» подвергаются более тщательному физическому контролю над хранением, чем наименования групп «В» и «С» и по возможности размещаются в наиболее надежных местах; точность записей наименований продукции группы «А» подвергается более частым проверкам.
3. Прогнозирование потребности в продукции группы «А» осуществляется более тщательно, чем прогнозирование потребности в продукции остальных групп [4].
Развитие потенциала стратегической сферы управления закупок зависит как от профессионализма в этом вопросе руководства компании, так и от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы .
Поддержание необходимого уровня запасов ресурсов требует соответствующих затрат на их содержание и транспортировку, что может вести к росту цен.
Таким образом, только повышение качества работы всех участников цепи поставок, позволяет поддерживать оптимальный уровень товарных запасов при допустимых издержках.
Добиться этого можно лишь путем усиления логистической интеграции и координации взаимодействия предприятия, как с внешними партнерами, так и между различными внутриорганизационными подразделениями.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александров О. А., Егоров Ю. Н. Логистика. Учебное пособие для бакалавриата по направлениям: Государственное и муниципальное управление и Менеджмент. – М.: МПА-ПРЕСС, 2020. – 191 с.
2. Афанасенко, И.Д. Коммерческая логистика для бакалавров и специалистов: учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Москва: Питер, 2019. – 352 с.
3. Бандурин А.В. Конкурентоспособность организации. – М.: Изд-во Михайлова В.А. 2020. – 287 с.
4. Бродецкий, Г.Л Экономико-математические методы и модели в логистике. Потоки событий и системы обслуживания: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Логистика и управление цепями поставок"/ Г.Л. Бродецкий. - М.: Академия, 2017. - 272 с.
5. Бродецкий, Г.Л. Экономико-математические методы и модели в логистике. Процедуры оптимизации: учебник / Г. Л. Бродецкий, Д. А. Гусев.. – М.: Академия, 2020. - 288 с.
6. Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице; 2-е изд. - СПб.: Питер, 2019. - 416 с.
7. Волгин В.В. Склад. Логистика, управление, анализ / В.В.Волгин -Дашков и Ко, 2019. – 724 с.
8. Волгин, В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. – М.: Дашков и Кº, 2020. – 457 с.
9. Гаджинский А.М. Логистика: учебник.20-е изд.М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2019. - 484 с.
10. Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 304 с.
11. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. – М.: ТрансЛит, 2020. – 317 с.
12. Григорьев М.Н., Уваров С.А. учебник Логистика. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2020. – 782 с.
13. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: учебник для студентов экон. специальностей вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М. : Юрайт, 2019. - 734 с.
14. Дыбская В.В. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» /– М.: Инфра-М, 2019. – 557 с.
15. Дыбская В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / – М.: Эксмо, 2020. – 939 c.